"Объемные этикетки",

Оксана Алексеевна Крикунова, генеральный директор 000 "Эзапринт"

Статьей «Объемные этикетки» открывается новый цикл публикаций, посвященный различным областям применения трафаретной печати. Автор — О. А. Крикунова, генеральный директор фирмы «Эзапринт», которая является одной из ведущих на российском рынке фирм по продаже итальянского оборудования и расходных материалов для трафаретной печати. Цель данного цикла — ознакомить читателей с новейшими технологиями и современными областями применения трафаретной печати как в России, так и за рубежом.

Что такое объемная этикетка?

Трудно переоценить значение этикетки в дизайне той или иной продукции. Основные требования к этикетке — привлекательность и яркость, а в некоторых случаях — устойчивость к внешним воздействиям. Стремясь найти что-то новое, дизайнеры наперебой стараются графически усовершенствовать обычную плоскую этикетку и, как правило, добиваются хороших результатов. Однако настоящим прорывом в этом направлении является создание трехмерной объемной этикетки (рис. /). В статье будет использовано название «объемная этикетка», хотя ее иногда называют "резината" (от итальянского resinata, что означает «залитая смолой»), cristal drops (хрустальная капля), stereo labels и т. д.
Одним из мировых лидеров в производстве таких этикеток является итальянская фирма «Эзанастри», где установлено самое современное оборудование. Объемная этикетка получается путем нанесения на обычную этикетку прозрачного или окрашенного полимера. Химическая природа полимера может быть различной, но наибольший интерес представляют поли-уретановые композиции. Поскольку этикетки с применением полиуретановой смолы обладают высокими физико-механическими и эстетическими свойствами, именно им и будет посвящена данная статья.

Свойства объемных этикеток

Помимо высокой механической устойчивости, объемные этикетки обладают устойчивостью термической — в диапазоне температур от —40 "С до +80 °С и химической — к бензину, маслам и т. д. Кроме того, объемная этикетка способна саморегенерироваться. Попробуйте сделать на ней царапину ногтем или острым предметом и вы увидите, что через час поверхность этикетки снова станет гладкой. Следует отметить еще одно свойство полиуретановой смолы. Она может защищать рисунок не только от механических повреждений, но при необходимости и от УФ-излучения. Для этого в смолу добавляют специальные химические фильтры.
Характеристика свойств объемной этикетки была бы неполной без описания ее эстетических качеств. Благодаря особым оптическим характеристикам смола после застывания образует своеобразную линзу, которая зрительно увеличивает изображение, при этом краски становятся более яркими, глубокими и блестящими.

Области применения

Они используются при декорировании автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Редкий автомобиль, включая и эксклюзивные модели, не имеет хотя бы одной объемной этикетки. Ведь свойства этикетки настолько уникальны, что удовлетворяют требованиям даже таких строгих потребителей, как автомобилестроители, которые выдвигают условия к производителю этикеток обеспечивать 7—10-летнюю гарантию. Объемные этикетки применяются также при этикетировании бытового и промышленного оборудования, в производстве клавиатур и пультов управления, рекламно-сувенирной продукции (брелки, наклейки и т. д.), эксклюзивных видов упаковок (этикетки на бутылках дорогих вин, парфюмерную продукцию, идентификационные этикетки); в полиграфии (объемное выделение элементов печати), при производстве бижутерии (пуговицы, бусы), защите фотографий на памятниках. В настоящее время разрабатываются специальные технологии применения объемных этикеток в производстве спортивной и специальной одежды и обуви.

Материалы, используемые в производстве объемных этикеток

Области применения этикетки определяют ассортимент используемых материалов в ее производстве — тип подложки и клея, вид печати. Химическая природа подложки может быть различной. Чаще всего это пленки — ПВХ, АБС, поликарбонатные, полиэ-стеровые. Реже — металл
В автомобильной промышленности, как правило, используют высокоустойчивые пленки и клеи, обладающие высокими адгезионными свойствами. Наиболее красивой объемная этикетка получается при использовании металлизированных и голографических пленок. Оптические свойства подложки и смолы, суммируясь, создают неповторимый эффект. Кстати, заливка смолой этикеток с эксклюзивными голограммами дает возможность получать дополнительную степень защиты предмета от подделки, т. е. изготавливать новый вид идентификационной этикетки.

Иногда в качестве подложки используют светоотражающую пленку. Такая этикетка, даже без печати, может имитировать катафот и применяться на детских велосипедах или как габаритный указатель на дверцах автомобилей. В автомобильной промышленности часто используется так называемая «этикетка в этикетке». В этом случае объемная этикетка вклеивается в специальную подложку из АБС, а последняя, в свою очередь, прикрепляется к автомобилю двусторонней липкой лентой.

Изображение для объемных этикеток может быть отпечатано различными способами — офсетной печатью, флексографской и т. д. Но наиболее часто применяется трафаретная печать. Причем в этом случае можно использовать более дешевые матовые краски.

Смола для заливки представляет собой двухкомпонентную полиуретановую композицию. Один из компонентов — собственно смола, другой — отвердитель. Оба этих компонента неморозостойкие, что следует иметь в виду при их хранении и транспортировке. На рынке обычно предлагаются три типа смолы: мягкая, средняя, твердая. Мягкая смола используется для изготовления этикетки, предназначенной для наклеивания на предметы, имеющие круглую, цилиндрическую, коническую или неправильную поверхность (рамы велосипедов, лыжные палки, бутылки и др.). Твердая смола — для этикеток, наклеиваемых на ровную поверхность (холодильники, электробытовые приборы). Смола средней твердости применяется в рекламно-сувенирной продукции. Жесткость смолы не влияет на ее устойчивость к внешним воздействиям.

В настоящее время на рынке предлагается широкая гамма оборудования для заливки смолой: от ручных станков до высокопроизводительных автоматических линий. Основные элементы, характерные для всех видов машин, — компьютерный блок, смеситель, распределительная головка и вакуумный стол. Важнейшим из них является смеситель, в который подается смола и отвердитель из двух емкостей. В смесителе при большой скорости происходит смешение двух компонентов, и через распределительную головку, снабженную иглами, смесь подается на этикетку

 В зависимости от размера и тиража этикеток, а также от марки машины, в работу может быть включено от 1 до 64 игл. Подача смолы на этикетки осуществляется одновременно из всех игл. Если этикетка имеет вытянутую форму, на нее может приходиться две и более игл. Очень важно содержать смеситель, распределительную головку и иглы в чистоте, регулярно промывать их растворителями. Поскольку машина настраивается на определенное соотношение смолы и отвердите-ля, необходимо периодически проверять это соотношение. Если оно нарушено, то смола не катализируется полностью и после высушивания этикетка будет липкой. Обычно иглы крепятся неподвижно. Однако машины нового поколения снабжены специальным управляемым компьютером механизмом, позволяющим передвигать иглы в любых направлениях, как карандашом, повторяя форму заливаемой этикетки. Таким образом можно качественно заливать объекты очень сложной формы и даже отдельные буквы и надписи {рис.5).

Подготовка этикетки к заливке

В связи с тем, что все заливочные машины ориентированы на работу с листовым материалом, исходный для заливки объект — это лист, как правило, формата от 40 х 40 до 50 х 70 см с отпечатанными на нем этикетками. Кроме того, этикетка должна быть обязательно надсечена, а облой снят. Наличие четкой границы этикетки необходимо для того, чтобы нанесенная смола не растекалась, так как сразу после нанесения она удерживается на этикетке за счет сил поверхностного натяжения. На металлической основе обычно имеется соответствующее углубление.

Для вырубки (надсечки) этикетки используется различное оборудование. При больших тиражах чаще всего применяют вырубные прессы, при малых — режущие плоттеры. Качественно произведенная вырубка этикетки в значительной степени определяет и качество последующей заливки. Нельзя допускать сквозной вырубки, т. е. вместе с подложкой, неполной вырубки, неровного контура. Перед заливкой абсолютно необходим контроль всех этикеток.

В последнее время разработан специальный лак для нанесения трафаретным способом, позволяющий создать на пленке плоскую платформу, имитирующую высеченную этикетку. На нее и подается смола. Подобный эффект используется, когда на этикетке требуется выборочная заливка одного или нескольких элементов.

Лист с подготовленными к заливке этикеткамии укладывается на вакуумный стол и фиксируется. Иглы устанавливаются и закрепляются над соответствующими этикетками и производится заливка. Затем блок игл перемещается на следующий участок и процесс повторяется, пока не окажутся залитыми все этикетки. Затем лист вручную или автоматически перемещается на специальный поддон для подсушки, где контролер выявляет дефекты. Поддоны перемещаются по специальному столу, длиной от двух до восьми метров, снабженному специальными рельсами, облегчающими их движение Рис.6



При заливке этикетки сложной формы оператор-контролер иногда «помогает» смоле достигнуть края этикетки специальным металлическим крючком. Следует иметь ввиду, что полиуретановая композиция застывает довольно быстро. При использовании ручных и полуавтоматических станков сушка производится при комнатной температуре на стеллажах в течение 18—24ч. Поддоны с этикетками должны находиться в строго горизонтальном положении как во время движения по столу, так и в течение всего периода сушки. Автоматические линии, как правило, снабжены сушилками с инфракрасным излучением, значительно ускоряющими процесс сушки, и готовая этикетка может быть получена уже через 10 мин. Подобная линия, кстати, единственная в мире такого класса, установлена на фирме «Эзанастри» (Италия).

После окончания сушки листы с этикетками укладываются в стопу. Чтобы избежать прилипания, один лист от другого отделяется тонкой силиконовой бумагой. Помещение, где осуществляется заливка и сушка, должно быть светлым и идеально чистым, без пыли, поэтому дважды в день необходима влажная уборка. Кроме того, нужно поддерживать постоянную влажность не более 50 % и температуру 20—25 "С.

Объемная этикетка становится все более популярной, расширяются области ее применения, совершенствуются технология и оборудование, разрабатываются новые виды смол. Потребности российского рынка в объемной этикетке огромны. Однако большинство заказов до сих пор размещается за границей. В связи с этим может оказаться очень перспективным бизнесом создание участков заливки на базе трафаретных предприятий, специализирующихся на производстве этикеток. В настоящее время есть все предпосылки для успешной работы таких производств.

Оборудование и расходные материалы уже сегодня имеются на складе в Москве.