Российско-итальянский семинар Н. Беляева,аспирант МГУП, 1998 г.
Появление новых материалов, оборудования и технологий, привносимых в российскую полиграфию из-за рубежа, как правило, сопровождается нехваткой информации об их использовании. При покупке материалов от фирм-продавцов в лучшем случае можно получить краткие инструкции с рекламным оттенком, не отражающие всех тонкостей технологии. Конечно, это негативно сказывается на развитии полиграфической отрасли в целом и ее отдельных направлениях. В особенности такое положение дел тормозит развитие трафаретной печати, тем более, что этот способ печати используется во многих отраслях промышленности, подчас далеких от полиграфии, и занимаются ею люди, не имеющие специального полиграфического образования; им особенно трудно разобраться в отдельных разрозненных сведениях и сложить их в стройную схему технологического процесса. Московский государственный университет печати взял на себя труд помочь российским полиграфистам и не полиграфистам восполнить эти пробелы и помочь успешно развивать этот интересный и перспективный способ печати, широкие возможности которого еще далеко не полностью используются в нашей стране. Сделано в этом направлении уже немало. В октябре 1997 г. в стенах МГУП открылся российско-итальянский учебный центр трафаретной печати. Современное оборудование было поставлено и установлено в университете фирмами Argon, Esanastri и «Эзапринт». Сотрудники центра прошли стажировку в Италии. В январе 1998 г. в МГУП прошел первый семинар, посвященный растровой трафаретной печати на плоских материалах, организованный в сотрудничестве с вышеупомянутыми фирмами. Отчет об этом семинаре был опубликован в журнале «Полиграфия», 1998, №1, с. 52. А 27 марта был проведен второй семинар, представляющий технологии и материалы для печати на тканях и коже.
Коммерческий директор г-н Мариани рассказал собравшимся о своей фирме Ма-noukian — одного из мировых лидеров в производстве материалов для печати на тканях. Она находится в живописнейшем уголке Италии, недалеко от небольшого курортного городка Комо, что на берегу одноименного озера. Создание фирмы датируется 1948 г. Сейчас это — известнейшая компания, имеющая представительство в США, филиалы в Испании, Португалии, Англии и Аргентине. Свою продукцию фирма продает в 52 странах мира. Успех обеспечивает то, что свои задачи фирма видит не только в производстве и разработке новых материалов, но и в оказании технологической помощи клиентам, а также в заботе об экологии. Деятельность фирмы сосредоточена на трех основных направлениях:
производстве копировальных слоев (эмульсий) красок и материалов для получения специальных эффектов. В России дилером фирмы Manoukian стала московская фирма «Эзапринт».
С основным докладом на тему «Пигментная печать на тканях» выступил специалист фирмы Manoukian M. Кассиа. Докладчик отметил, что фирма уделяет больше внимания производству материалов именно для пигментной печати. Он дал определение пигментной печати в отличие от традиционных способов окрашивания ткани: под этим термином понимается отделка ткани с использованием технологии трафаретной печати (плоской или ротационной) и применением красителей, которые не вступают в химическую реакцию с волокнами ткани, а удерживаются на волокне благодаря адгезии. Эта технология пришла в Европу несколько десятилетий назад из США и в настоящее время широко используется текстильными предприятиями. Преимущество пигментной печати по сравнению с традиционной, при которой используются различные виды красок (реактивные, кислотные, дисперсные и т. д.), состоит в том, что она позволяет применять одни и те же красители для печати на тканях самых разнообразных типов, а также осуществлять быструю их полимеризацию в достаточно простых по конструкции сушильных устройствах (2—3 мин обработки горячим воздухом или ИК-излучением по сравнению с 20—40 мин термической обработки паром), что экономит воду, повышает производительность труда и снижает себестоимость продукции. Г-н Кассиа отметил также, что при разработке новых продуктов фирма добивается экологической чистоты.
Фирма Manoukian выпускает краски для пигментной печати двух различных типов: на водной основе и на основе растворителей, так называемые пластизолевые. Докладчик подробно рассказал слушателям об особенностях технологии печати на светлых и темных тканях как водными, так и пластизолевыми красками. Водные краски — это краски на основе целлюлозы. Их ассортимент включает две серии: Texilac и MNK. Серия MNK более экономичная и рекомендуется фирмой для рулонной печати. Полимеризация водных красок происходит как при комнатной, так и при высокой (130—160 °С) температуре в зависимости от вида краски. Эти краски поставляются как двухкомпонентные: связующее и пигмент. Смешивают их непосредственно перед применением. Таким образом, печатник сам регулирует насыщенность цвета и кроющую способность краски. Хорошие результаты дает печать «сырая по сырой». При печати на темных тканях светлыми красками в них при приготовлении необходимо добавлять специальную корродирующую добавку, которая поставляется фирмой отдельно. Коррелирующая добавка — это химический продукт, который оказывает воздействие на краситель, применявшийся при окрашивании ткани.
Схема термопереводной (трансферной) печати:
1—силиконизированная бумага, 2—защитный слой, 3—изображение (может быть напечатано трафаретным, офсетным у даже электрографическим способом), 4—фон (необходим при перенесении изображения на темные ткани), 5—клеевой слой, 6—ткань или кожа
Некоторые красители не подвергаются коррозии, поэтому необходимо знать, каким именно красителем была окрашена ткань. Часто бывает весьма трудно, а порой и невозможно получить такую информацию, но в нашем распоряжении всегда есть эксперимент. Для достижения максимального эффекта концентрация добавки должна быть 5% (весовых) на 100% связующего. Причем добавлять ее надо за 8 ч до начала работы. Кроме этого, при печати на темных тканях в краску необходимо добавлять мочевину (12%). Таким образом состав краски на водной основе для печати по темному фону должен быть следующим: 100% связующего, 5% пигмента, 12% мочевины и 5% коррелирующей добавки. Готовую краску можно использовать в течение 8 ч.
Пластизолевые краски поставляются в готовом виде (как однокомпонентные). Полимеризация происходит под действием ИК-излучения при температуре 150—190 "С. Поскольку при комнатной температуре эти краски не сохнут, с ними удобно работать — они не высыхают на сетке. При этом, однако, возможна печать «сырая по сырой». На практических занятиях участникам семинара был продемонстрирован именно такой способ печати пластизолевыми триадными красками на четырех красочном станке карусельного типа. Краски не содержат тяжелых металлов. Они хорошо смешиваются между собой, позволяя получать широкую гамму различных оттенков с высокой кроющей способностью. Коммерческое название этих красок — Texiplast СМХ. В ассортимент входят 12 базовых цветов, включая белый и черный. При печати на светлом фоне краски можно смешивать со специальной пастой, которая снижает кроющую способность и насыщенность цвета (так называемая «режущая» паста). Для приготовления краски определенного цвета необходимо быстро определить требуемые базовые цвета и их соотношение. С этой целью фирма разработала специальную карту цветов, которая включает 252 различных оттенка. Для наилучшего эффекта при печати по темным тканям докладчик рекомендовал первоначально запечатать фон белой кроющей краской, высушить ее, а затем печатать остальные цвета способом «сырая по сырой». Однако фирма предлагает и специальную краску для печати по темным фонам с повышенной кроющей способностью Texiplast 4000, которая дает хорошие результаты без предварительной запечатки белой краской. В докладе также были освещены вопросы растровой многокрасочной печати. Одна из ее особенностей — возможность появления муара на изображении. Для его предотвращения г-н Кассиа предложил натягивать сетку на рамы под углом 15°. При выборе сетки он рекомендовал придерживаться соотношения плотности сетки и линиатуры воспроизводимого растра 3—3,5. Пластизолевыми красками фирмы Manoukian возможна печать через сетку плотностью 180 нитей/см, однако докладчик отметил, что нет смысла использовать такие высоколиниатурные сетки и соответственно высокие линиатуры растра, так как слишком маленькие печатающие элементы формы могут приходиться на промежутки между нитями запечатываемой ткани и краска будет проваливаться в них. Поэтому, учитывая особенности структуры запечатываемой подложки, плотность сетки должна быть 90— 120 нитей/см. Последовательность наложения красок следующая: сначала светлые цвета (обычно желтый), затем темные (пурпурный и последний черный). Если содержание одного цвета преобладает над другими, он печатается в последнюю очередь (так как высока кроющая способность красок). При этом надо иметь в виду, что изменение последовательности наложения красок отражается на результате. В ассортименте имеется прозрачная масса для снижения насыщенности и кроющей способности красок.
Помимо различных красок и добавок к ним, фирма производит материалы для получения специальных эффектов, такие, как, например, термоклей для флокирования Texiflok. Все участники семинара получили каталог материалов фирмы с краткими рекомендациями по применению, а также образцы печати различными красками.
Докладчик подробно изложил технологию переводной (трансферной) печати, интересующей многих специалистов. Эта технология предусматривает печать рисунка на специальной (силиконизированной) бумаге и последующий его перенос на поверхность ткани с помощью термопресса. Слушатели узнали о выпускаемых фирмой Manoukian специальных материалах для термопереводной печати, позволяющих использовать практически любые краски и даже печатать рисунок офсетным или электрографическим способом. На рисунке показана схема последовательности нанесения различных слоев при термопереводной печати, а в таблице представлен список необходимых материалов.
После обеда семинар переместился из конференц-зала в лабораторию трафаретной печати, которая стала учебным центром для всех желающих обучиться технологиям трафаретной печати. Здесь была проведена практическая демонстрация прямой многокрасочной растровой печати пластизолевыми красками на готовых изделиях из хлопчатобумажной ткани (футболках), при этом желающие имели возможность не только посмотреть, но и самостоятельно напечатать изображение, т. е. собственноручно оценить достоинства предлагаемых материалов. Также была продемонстрирована термопереводная печать и технология флокирования. Затем услышанное и увиденное обсуждалось за круглым столом. Участники семинара имели возможность получить ответы на самые разные вопросы.
Следующий семинар, приуроченный к выставке «Упаковка-98», планируется провести летом этого года. Он будет посвящен широким возможностям использования трафаретной печати.
Глиттеры – это мелкие частички полиэстера, покрытые слоем алюминия с красителями или стекла. Благодаря своей однородности и отсутствию слипшихся частичек, обеспечивается создание яркого декоративного эффекта.
Краски на основе силиконовых полимеров - это относительно новый вид красок в мире шелкографии. Они подходят для печати на стрейчевых материалах, потому что после высыхания создают самый эластичный отпечаток. Силиконовый красочный слой способен выдерживать сильные растяжения и не деформироваться. То есть отпечаток возвращается в первоначальное состояние, и при этом на нём отсутствует эффект "растянутых коленок".